Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.  Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей.  Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Как научить ребенка безопасности?

Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей  - игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки  или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя»   нужно объяснять почему.

Школьникам постарше – моделировать  путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если... Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.

Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.

Поведение в чрезвычайной ситуации

Дети с ранних лет должны быть проинформированы о том, как действовать при возникновении опасной ситуации. Существуют тренинги и курсы, посвященные тому, как нужно действовать при возникновении того или иного вида опасности, мы же попробуем перечислить основные правила поведения.

  1. Стихийное бедствие: землетрясение, смерч, гроза, наводнение, оползень. Необходимо держаться вдали от зданий, деревьев и рекламных щитов, быстро покинуть помещение по лестнице (при землетрясении) или, наоборот, забраться как можно выше (при наводнении), во время грозы дома нужно отключить все электроприборы, закрыть окна и двери, не выходить на улицу.
  2. Химическая авария. Закрыть все окна и двери дома, постараться загерметизировать помещение влажной тканью, не выходить на улицу. Если авария произошла во время нахождения на улице, закрыть лицо влажной тканью или одеждой (детям можно объяснить, что, если нет воды, можно снять какой-то предмет одежды и помочиться на него), использовать противогазы и респираторы, после выхода из опасной зоны снять одежду, принять душ и тщательно очистить рот и глаза.
  3. Пожар. При возникновении пожара в помещении нужно оповестить пожарную службу, сообщить соседям и постараться покинуть помещение. Если пожар возник на открытой местности, передвигаться нужно только против ветра, предварительно закрыв лицо и голову влажной тканью. При невозможности покинуть место очага пожара нужно накрыться мокрой одеждой или тканью и дышать воздухом, который находится ближе к земле и меньше задымлен.
  4. Теракт. Необходимо избегать большого скопления людей, не приближаться к подозрительным предметам и оставленным вещам (о них лучше всего сообщить правоохранительным органам), не поднимать найденные на улице мелкие вещи. Если был осуществлен захват заложников, нельзя выделяться из массы других людей, при выстрелах или взрывах нужно лечь на пол и закрыть голову руками, а при применении слезоточивых веществ постараться закрыть глаза и закрыть дыхательные пути мокрой тканью. Нельзя вставать, проявлять активность и сопротивление, делать резкие движения без разрешения террористов.

То, как ребенок поведет себя в той или иной опасной ситуации, полностью зависит от взрослых. Сегодня существует множество книг и мастер-классов, посвященных правилам поведения в разных условиях – не стоит их игнорировать и отказываться от повторения уже ранее освоенной информации.